25 ноября пройдет богослужение в память Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, Вселенского святителя.

Праздник отмечается 26 ноября по новому стилю. Святой Иоанн Златоуст почитается как талантливый проповедник, богослов, посвятивший свою жизнь служению Богу и людям.  Иоанн Златоуст славился своей безграничной мудростью, произрастающей из праведной жизни, смирения, мужества, любви к Богу. Проповеди святителя до сих пор затрагивают сердца людей, помогают найти опору в борьбе с грехами, которым подвластны люди и по сей день. За свои мудрые толкования Слова Божия Святитель получил от своей паствы наречение «Златоуст». Жизнь Святого была тернистой, полной духовных подвигов. Церковные предания отправляют нас в IV век, когда протекала земная жизнь Божия угодника.

Святой Иоанн Златоуст (Хризостом) родился в Антиохии, примерно в 347 году. Его родители были обеспеченными людьми, отец (Секунд) – военачальник, умер вскоре после рождения Иоанна, мать (Анфуса) растила сына одна, посвятив всю жизнь благочестивому воспитанию, стараясь дать Иоанну самые лучшие знания. Мальчик учился у философов, углубленно изучал Священное Писание, усердно молился.  В двадцатилетнем возрасте Иоанн принял крещение, его наставниками подвижнической жизни были пресвитеры Флавиан и Диодор Тарсийский. После смерти матери Святой стал пустынножителем и занимался написанием богословских трудов. Четыре года Иоанн Златоуст провел в иночестве, два из которых, в полном молчании, находился в уединенной пещере.

Святителю Иоанну Златоусту пришлось жить в эпоху распространения христианства в Риме и попыток правителя Юлиана вернуть язычество, в связи с чем святой видел свое предназначение в укреплении веры в людских сердцах, просвещении людей. По его мнению, отчасти, люди страдали грехопадением от духовного невежества. Святой посвятил этому жизнь, став Вселенским учителем, писателем Богословия, мудрым управителем в организационной жизни Церкви.

Иоанн Златоуст еще в начале своего пути к Богу по кротости своей несколько раз отказывался от руководящих постов, он трудился в Антиохии чтецом, диаконом, пресвитером. Его вразумительные проповеди привлекли множество людей, он был очень почитаем народом и, в конце концов, стал Архиепископом Константинопольским.

Иоанн Златоуст, пользуясь большим влиянием, никогда не мирился с пороками властей и тратил много сил на совершенствование духовного образа священства, обличение правителей, примирение враждующих, проповедование веры, помощь больным и обездоленным, жертвовал много средств на содержание больниц. По этой причине Святой был в немилости у власти и пережил несколько ссылок. Паства каждый раз устраивала волнения, но Иоанн Златоуст принимал свои гонения как волю Божию и со смирением принимал их.

Феофан Грек. Деисусный чин, конец XIV- начало XV века. Благовещенский собор в Московском Кремле.

Святой оставил после себя огромное наследие пастырского Слова, толкование Нового и Ветхого Заветов, беседы, письма о нравственности. Жизнь святого можно описать его словами: «Жизнь праведных блестяща; но как она делается блестящею, если не чрез терпение? Приобрев, возлюби его, брат, как мать мужества» (Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1906. Том 12, Книга 1, О терпении, кончине этого века и втором пришествии, с. 446-452).

Земной путь Святого, измученного болезнью, прервался в 407 году, во время одной из ссылок, в местечке Команы (в Абхазии). Последние слова Святого: «Слава Богу за все!» как мерило всей его жизни. Практически сразу после смерти были обретены мощи Святого и в 438 году перенесены в Константинополь.

День памяти Святого — 26 ноября (н.ст.), 9 февраля (н.ст.) – перенесение мощей в Константинополь, 12 февраля (н.ст.) — Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Подробнее о празднике: 

Тропарь святителю Иоанну Златоусту, глас 8

Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши, благодать / вселенную просвети: / не сребролюбия мирови сокровища сниска, / высоту нам смиренномудрия показа. / Но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, // моли Слова, Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак первый, глас 1

Возвеселися таинственно честная Церковь / возвращением честных твоих мощей, / и, сия сокрывши, яко злато многоценное, / поющим тя неоскудно подавает / молитвами твоими исцелений благодать, // Иоанне Златоусте.

 

Кондак второй, глас 6

От Небес приял еси Божественную благодать / и твоими устнами вся учиши покланятися в Троице Единому Богу, / Иоанне Златоусте, всеблаженне преподобне, / достойно хвалим тя: / еси бо наставник, // яко Божественная являя.

 

Молитва святителю Иоанну Златоусту

О святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся, данный тебе, таланты добре умножил еси, сего ради воистинну вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Ты еси отроком – послушания образ, юным – целомудрия светило, мужем – трудолюбия наставник, старым – незлобия учитель, иноком – воздержания правило, молящимся – вождь, от Бога вдохновенный, мудрости ищущим – ума просветитель, витиям доброглаголивым – слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим – милосердия звезда, начальствующим – правления мудраго образ, правды ревнителем – дерзновения вдохновитель, правды гонимым – терпения наставник, всем вся был еси, да всяко некия спасеши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования во единем лице твоем во едино совокупил еси и туюжде любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же, грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще, сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отженй от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное будет, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.