Накануне, в день памяти пророка Аввакума, 15 декабря было совершено вечернее Богослужение, после которого состоялась беседа настоятеля с прихожанами о вере. В Неделю 29-ю по Пятидесятнице, в день памяти преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского Чудотворца, 16 декабря, в нашем храме была совершена Божественная Литургия. По окончании Литургии прихожане поздравили настоятеля с минувшим днем рождения.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь. «Приидите ко мне вси труждающиеся и обремененные и Аз упокою вы» (Мф.11:28) – такими словами Господь призывает от юности до самой смерти своего блудного сына человека. Однако, некоторых Он призывает от младых лет жизни в Свой Божественный виноградник, для того, чтобы, возделывая свою душу, человек достиг Спасения, облекшись во многие добродетели и подвиги.

Сегодня наша святая Православная Церковь вспоминает званного в первый час к спасительному деланию – преподобного Савву Сторожевского. Это имя нам очень хорошо знакомо, потому что говорит об основанном им Савво-Сторожевском монастыре и о том, что он был одним из первых учеников преподобного Сергия Радонежского.

Мало что известно о его до монашеской жизни, но знаем, что очень молодым он пришел в обитель к преподобному Сергию, дабы от юности возделывать виноградник своей души и научиться многим добродетелям, таким как: послушанию, смирению, хранению себя, воздержанности и целомудрию. Важно отметить, что он любил безмолвие, и в отречение губительной душу праздности — плакал о нищете своей души, проводя время в покаянии. Преподобный Савва был подвижником и во внешней жизни: спал на полу, носил грубую одежду и питался только растительной пищей. Такая святая жизнь преподобного снискала к нему общую любовь братии, и желая открывать ему свои сердца, был рукоположен во пресвитера и назначен духовником братии. Был он и игуменом Успенского монастыря, который находится на реке Дубенке, и Троицкой обители нашей. Уже в преклонных летах основал будущую Савво-Сторожевскую обитель, где мирно скончался в глубокой старости. Но и после смерти не раз являлся и творил великие чудеса знамений и исцелений.

Дорогие братья и сестры! Внимая житию этого святого подвижника, обратим внимание, что, несмотря на то, что он занимал посты настоятельства над монастырями и духовно окормлял братию, при этом он оставался подвижником, то есть аскетом.

Почему то, когда мы начинаем говорить об аскетизме, не всегда его воспринимают однозначно. Но, несмотря на самую неожиданную реакцию, следует возразить этим людям тем, что аскетизм присущ каждому христианину, а не только монашествующим. Сам Христос являлся истинным аскетом.

Но что же значит быть таким человеком? Это не только значит воздерживаться от страстей и похотей, но значит подчинить все свое человеческое естество Божественным Духу и Воле и творить то, что идет на пользу душе и восстает против плоти.

И кто тогда есть Христов, если он не аскет?! Этот вопрос должен задать каждый из нас себе, Христов он или чей-то другой? Предаем ли мы себя и своих близких и родных в руки Божие? Не имеем ли к ним привязанности, большей, чем к Истинному Солнцу Правды и Любви Богу? Пусть Он возьмет попечение о них, а мы же отречемся От этого временного пристанища, лежащего во зле, и попросим у Господа с любовью заботиться и хранить ближних. Но не тратить с ними драгоценное время на праздные развлечения, разговоры и недостойные имени христианина компании. Пусть святые станут нашими друзьями. Ведь именно они в первую очередь будут ходатайствовать о нас на Страшном Суде Господу.

Сейчас идет Рождественский пост, но не все мы искренне участвуем в нем. Ибо для некоторых это просто период времени, отличающийся лишь другой пищей. Но для истинного христианина, это самое лучшее время для подвига, для аскезы, ведущей к осознанию нищеты своего духа. Так, если человек творит хотя бы малый подвиг и берет иго Христово на себя, то становится рабом Христовым, но не диавола и служителей его. Он обуздывает свой язык, чрево, слух, мысли и даже чрез это, оказывается, становится разумнее, он становится тем самым, человеком разумным, начинает отличаться от животных, действующих по повелению своих телесных потребностей. Человек обретает Образ и Подобие Бесстрастного Бога!

Мы помним, как Христос иссушил бесплодную смоковницу, которая была обильна многими листьями и красива, но не имела в себе плода. Так и мы должны бояться оказаться бесплодными смоковницами. Подобно человеку, который с виду хорош собой и творит то, что кажется с виду правильно и ясно. На самом же деле оказывается подобным гнилому хлебу, который хотя и красив собой внешне, но стоит его разломить и внутри обнаруживается вся гниль содержимого.

Уйдем же в келью своей души и затворимся, и принесем молитву Господу, дабы сотворить достойный плод добродетели и украситься им, а не внешними нарядами. Пусть преподобный Савва Сторожевский будет нам всем примером такого подвижнического служения Господу в кротости и смирении сердца, дабы мы спасительно провели эти оставшиеся дни поста и с велией радостью праздновали Рождение Спасителя Нашего Иисуса Христа! Аминь.

Иерей Андрей Дорофейчев, 2014 год.
Троице-Сергиева Лавра