Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев: что такое, как получить, для чего нужно оформлять. Отличие беженца от вынужденного переселенца: кто такой беженец; кто признается вынужденным переселенцем; отличие в гражданстве; отличие в процедуры получения статуса; отличие в сроках действия статуса; отличие в наборе документов; отличие в мерах поддержки со стороны властей; в чем сходство; право на трудоустройство.
Содержание
- Отличия административно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев
- Как долго действует административно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
- Чем отличается административно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
- Как международные органы решают проблему беженцев?
- Законодательные, нормативные акты, документальные источники:
- Экспертное мнение к вопросу о том, что общего между беженцами и вынужденными переселенцами
- По каким причинам может быть утрачен административно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
- Оформление статуса беженца в Москве
- 3 Особенности прав, обязанностей и ответственности беженцев и вынужденных переселенцев
Отличия административно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев
Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев во многом схож. Разница состоит в том, что вынужденные переселенцы имеют более широкие права и льготы по сравнению с беженцами. Социальная защита беженцев и вынужденных переселенцев различна по объему. Это вызвано тем, что государство заботится прежде всего о собственных гражданах.
Беженцы не вправе претендовать на получение муниципального жилья, им не выделяются средства на приобретение недвижимости. Лица со статусом беженца не могут поступать или оформлять своих детей в российские ВУЗы на льготных условиях. Российская Федерация не предоставляет им возможность бесплатного обучения или переобучения.
Как долго действует административно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
Важно! Несмотря на то, что процедура присвоения статуса беженца и вынужденного переселенца мало чем отличается, срок действия статуса для обоих категорий лиц различен.
Статус вынужденного переселенца или беженца не присваивается пожизненно – он имеет ограниченный срок действия:
- Статус беженца является действительным на протяжении всего периода проживания человека на территории России, если тот не нарушает законов, и если не имеется причин для лишения его этого статуса. Беженец сдает национальное удостоверение личности, а удостоверение беженца становится его “паспортом” в России, пока он сам не решит покинуть территорию страны.
- Статус вынужденного переселенца действителен 5 лет. Однако, если у гражданина имеются веские основания для продления статуса, его можно продлевать каждый год.
Чем отличается административно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
Как уже было сказано, беженцы пользуются меньшим набором прав, нежели вынужденные переселенцы. Беженцам недоступны:
- постановка в очередь на выделение муниципального жилья;
- помощь властей в зачислении подростков в ВУЗы России;
- стипендиальные выплаты при получении профессионального обучения или при переобучении;
- безвозмездные субсидии на покупки квартиры или постройку дома.
Беженцы, чей статус был официально признан, получают следующие привилегии:
- на социальную защиту и социальное обеспечение по льготам;
- на открытие бизнеса без предварительного оформления специального на то разрешения;
- на трудоустройство по найму;
- участие в общественной деятельности.
Как международные органы решают проблему беженцев?
Для того чтобы следить за соблюдением прав и свобод беженцев, Организация Объединенных Наций создала свою систему правозащитных механизмов, а также дала точное юридическое определение, кто такие беженцы и как их защитить. Те государства, которые ратифицировали Конвенцию 1951 г., должны соблюдать все нормы международных договоров. Ориентируясь на законы и международные договоры, постоянно создаются и развиваются определенные комитеты, органы. Они действуют с целью контролировать исполнение всеми государствами положений договоров о беженцах. Происходит заслушивание докладов представителей всех государств по рассматриваемой проблеме, а также некоторые органы осуществляют гуманитарную помощь, принимают жалобы граждан и так далее.
Основная цель деятельности Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев состоит в том, чтобы удостовериться, что все лица, которые ищут убежища, могут получить его в другой стране, безопасно вернуться на родину и полноценно реализовать свои права независимо от места их пребывания. Исходя из данной цели, важнейшей задачей является воздействие на страны для принятия справедливых процедур по закреплению должного и эффективного права беженцев. В последнее время в компетенцию данного органа стала входить организация материальной помощи беженцам и возвращающимся лицам. Данное направление пользуется большим спросом и является значимым.
Читайте также: Что такое ПМЖ, ВНЖ и гражданство: разница между нимиЗаконодательные, нормативные акты, документальные источники:
1. Законодательные, нормативные акты, документальные источники:1.1 Конвенция «О статусе беженцев» (Женева, 28 июля 1951 г.)// Сборник Международных документов.- 1995.- № 2.-С.22-29
1.2 Конституция Российской Федерации 1993г. М.: Омега, 2002.
1.3 Закон РФ в редакции от 28 июня 1997 г. «О беженцах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 26. Ст. 2956.
1.4 Закон РФ в редакции от 20 декабря 1995 г. «О вынужденных переселенцах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 №52. Ст. 5110.
1.5 Федеральный закон от 28 июня 1997 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О беженцах" (с изм. и доп.от 30 июня 2003 г.) //Российская газета. 2003.-№ 187.-С.4
1.6 Федеральный закон от 20 декабря 1995 г. N 202-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" (с изм. и доп. от 24 декабря 2002 г.)// Российская газета. 2002.-№ 361.-С.31
Экспертное мнение к вопросу о том, что общего между беженцами и вынужденными переселенцами
Эксперты в области миграционной политики России отмечают тот факт, что статус беженца во многом схож со статусом вынужденного переселенца – в России иностранцам предоставляется достаточно широкий перечень прав и гарантий. И те, и другие:
- вынуждены были уехать с предыдущего места жительства не по собственному желанию;
- должны подавать ходатайство о присвоении им соответствующего статуса и ожидать решения миграционной службы на протяжении 3 месяцев;
- имеют практически одинаковые основания для присвоения им статуса;
- получают право на жилое помещение, безвозмездное пользование ЖКУ, питание, проезд и провоз багажа.
Читайте также статью “Помощь беженцам в России”.
По каким причинам может быть утрачен административно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
Важно! Если человек лишился статуса вынужденного переселенца по своей вине, ему придется вернуть материальную помощь, предоставленную ему государством. В любом случае, придется освободить временное жилье.
Статус вынужденного переселенца может быть утрачен в силу различных причин, среди которых:
- в удостоверении обнаружены исправления и посторонние самовольные записи;
- в удостоверении отсутствует фото, или карточка была переклеена;
- срок действия статуса истек, а о продлении его владелец не побеспокоился;
- переселенец выехал на территорию другой страны на ПМЖ;
- человек вышел из гражданства РФ.
Читайте также статью “Социальные гарантии и пенсии переселенцам в РФ”.
Оформление статуса беженца в Москве
Столица, в силу экономического и социального статуса, является одним из самых привлекательных городов для беженцев. Однако из-за массовости обращений далеко не все заявители получают желаемый статус, в связи с чем возникают правовые проблемы реализации статуса беженца в Москве.
Тем, кто обращается в московские миграционные органы, очень часто приходится получать отказ в регистрации по причине наплыва заявителей, отсутствия необходимых для их обработки человеческих ресурсов и отсутствия мест в центрах временного пребывания. Поэтому для успешного и оперативного получения статуса беженца рекомендуется обращаться в региональные управления ГУВМ МВД и их территориальные подразделения.
3 Особенности прав, обязанностей и ответственности беженцев и вынужденных переселенцев
2.3. Особенности прав, обязанностей и ответственности беженцев и вынужденных переселенцев.Факт получения лицами, претендующими на статус беженцев или вынужденных переселенцев, свидетельства о регистрации ходатайств, является основанием для предоставления гарантированного законодательством минимума прав и льгот и возложения на них определенных обязанностей.
В общих чертах права лиц, получивших свидетельство о регистрации ходатайства о признании их беженцами или вынужденными переселенцами, таковы:
-право на пользование услугами квалифицированного переводчика;
- право на проживание в центре временного размещения;
-право на обеспечение проезда до указанного центра временного размещения и провоза багажа;
- право на единовременное денежное пособие;
-право на получение питания, медицинской помощи, на содействие в прохождении профессиональной переподготовки в центре временного размещения или в трудоустройстве;
- право на получение информации относительно своих прав и обязанностей и законодательства, касающегося статусов беженцев и вынужденных переселенцев.
Обязанности указанных лиц, налагаемые фактом получения свидетельства, также примерно совпадают:
-это соблюдение Конституции РФ, Федеральных Законов, действующего законодательства РФ;
-соблюдение правил проживания в центре временного размещения и установленных санитарно- гигиенических норм;
-прохождение медицинского освидетельствования в полном объеме, установленном законодательством;
-обязанность сообщать соответствующему органу ФМС достоверные сведения о себе, необходимые для принятия решения о присвоении статуса.
Факт предоставления статусов беженца или вынужденного переселенца расширяет объем прав, предоставляемых лицам, получившим свидетельство о регистрации ходатайства. Эти права закреплены Законами. Кроме прав перечисленных выше, лицо, получившее статус беженца, получает право наравне с гражданами
Российской Федерации:
-на работу по найму;
-предпринимательскую деятельность;
- социальную защиту, в том числе на социальное обеспечение;
-право на устройство детей в дошкольные, общеобразовательные учреждения, учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования ;
-участие в общественной деятельности - за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами.
Лицо, признанное беженцем, имеет право на получение документа, установленной формы, для возможности временного выезда за пределы РФ, на выезд на место жительства в иностранное государство, на добровольную репатриацию, а также пользование всеми иными правами, предусмотренными законодательством РФ.
Вынужденный переселенец имеет право на самостоятельный выбор места жительства на территории РФ: на содействие на проезде и провозе багажа к выбранному месту жительства и т.д.
Источники
Использованные источники информации при написании статьи:
- https://migramir.ru/administrativno-pravovoy-status-bezhentsev-i-vynuzhdennyh-pereselentsev
- https://gratis-soft.ru/pro-migraciyu/pravovoj-status-bezhencev-i-peremeshchennyh-lic-2.html
- https://migranty.info/status-bezhencev-i-pereselencev/
- https://www.evkova.org/referaty/administrativno-pravovoj-status-vyinuzhdennyih-pereselentsev-i-bezhentsev-referat
- https://migranty.info/otlichie-bezhenca-ot-vynuzhdennogo-pereselenca/