Как открыть свой книжный магазин. Пошаговый бизнес план книжного магазина с расчетами, финансовой моделью, этапы организации. Как грамотно проанализировать рынок, конкурентов и риски открытия бизнеса. Общие затраты на проект. Подбор помещения и ассортимента. График открытия и персонал.
Содержание
Подбор ассортимента
Ассортимент книжной продукции – главная составляющая успеха книжного магазина. Чтобы получать стабильную прибыль, необходимо удовлетворить запросы различных категорий читателей. Не нужно быть наивными и ориентироваться исключительно на свои вкусы, даже если это классика. Спрос на классическую литературу сегодня не выше, чем на так называемое дамское чтиво от Даниэлы Стил и детективные романы Дарьи Донцовой. Отдавайте предпочтение крупным издательствам, их продукция с более высокой долей вероятности будет пользоваться успехом.
В книжном магазине должны присутствовать следующие категории литературы:
- Классика и современная художественная литература (40%).
- Научно-популярная литература в духе «Теории всего» С. Хокинга (10%).
- Детская литература, книги-картинки для самых маленьких, учебники, энциклопедии, сказки (10%).
- Туториалы, обучающая литература, учебники для самообразования, самоучители (10%).
- Бизнес- и коуч-литература, книги для личностного роста (10%).
- Документальная и историческая литература (10%).
- Коллекционные и подарочные издания (5%).
- Специальная литература: религия, философия, право и прочее (5%).
Бестселлеры, хиты продаж, «нашумевшие» авторы и книги должны присутствовать – они приносят наибольший процент продаж книжным магазинам, особенно при поддержке рекламной кампании издательства.
Маркетинговый план и реклама
Агрессивная реклама для привлечения новых клиентов бизнесу потребуется только на начальном этапе развития. Постоянная клиентура может получать рассылку по почте и на e-mail адреса, интерес отлично поддерживается и скидками, специальными предложениями, которые доступны только членам клуба.
С привлечением новых клиентов сложней. Современные условия для конкуренции подразумевают, что нужно использовать все доступные методы: например, создать официальный сайт, группы в социальных сетях, нанять людей, которые будут писать отзывы о магазине на форумах, устраивать постоянные акции и скидки новым клиентам, предоставлять к купленному товару подарки (буклеты, календари, журналы).
Маркетинговый план
Об открытии магазина должно узнать как можно больше людей в вашем городе. Запуск рекламы по телевидению и радио обойдется в очень дорого. Лучше рассмотреть более экономный, но не менее действенный вариант и открыть сообщества и паблики в популярных социальных сетях. В них вы сможете презентовать новинки ассортимента и своевременно оповещать покупателей о грядущих скидках и акциях.
Хорошо работает реклама на листовках и флаерах, которые нужно распространять в том районе, где планируется открытие магазина.
Со временем можно подумать об открытии собственного сайта. С интернет-магазином вы сможете охватить целую страну (если решите вопрос с доставкой), что открывает потрясающие перспективы.
Другие виды рекламы:
- реклама внутри магазина, включая афиши, плакаты, постеры,
- наружная реклама (вывеска и реклама на растяжках, щитах, билбордах),
- акции и распродажи, включая обмен старых книг на новые,
- система бонусов и скидок.
- проведение мероприятий, включая творческие встречи.
Особенности деятельности магазина по продаже книг
Современная торговля в любой сфере предполагает не только наличие товара и покупателя, сейчас торговля – это многофункциональная деятельность. Поэтому предприниматель, решивший открыть книжный магазин, в своем бизнес-плане должен осветить все сферы предполагаемой работы, начиная от правовых деталей и обслуживанием торгового зала и заканчивая бухгалтерскими расчетами и подбором литературы.
Детально поработанный бизнес-план поможет вам оценить кроме всего прочего свои возможности по открытию книжного магазина, специфику организации которого рассмотрим на примере.
1 – Резюме
1.1. Суть проекта
1.2. Объем инвестиций для книжного интернет-магазина
1.3. Результаты работы
2 – Концепция
2.1. Концепция проекта
2.2. Описание/Свойства/Характеристики
2.3. Цели на 5 лет
3 – Рынок
3.1. Объем рынка
3.2. Динамика рынка
3.3. Цены
4 – Персонал
4.1. Штатное расписание
4.2. Процессы
4.3. Заработная плата
5 – Финансовый план
5.1. Инвестиционный план
5.2. План финансирования
5.3. План продаж книжного интернет-магазина
5.4. План расходов
5.5. План налоговых выплат
5.6. Отчеты
5.7. Доход инвестора
6 – Анализ
6.1. Инвестиционный анализ
6.2. Финансовый анализ
6.3. Риски книжного интернет-магазина
7 – Выводы
Бизнес-план книжного интернет-магазина предоставляется в формате MS Word – в нем уже есть все таблицы, графики, диаграммы и описания. Вы можете их использовать «как есть», потому что он уже готов к использованию. Либо можете скорректировать любой раздел под себя.
Например: если вам нужно изменить название проекта или регион расположения бизнеса, то это легко сделать в разделе «Концепция проекта».
Финансовые расчеты предоставляются в формате MS Excel – в финансовой модели выделены параметры – это значит, что вы можете изменить любой параметр, и модель все автоматически рассчитает: построит все таблицы, графики и диаграммы.
Например: если вам нужно увеличить план продаж, то достаточно изменить объем продаж по заданному продукту (услуге) – модель пересчитает все автоматически, и сразу же будут готовые все таблицы и диаграммы: помесячный план продаж, структура продаж, динамика продаж – все это будет готово.
Особенностью финансовой модели является то, что все формулы, параметры и переменные доступны для изменения, значит, корректировать модель под себя сможет любой специалист, который умеет работать в MS Excel.

Как открыть книжный магазин: пошаговый план
Когда вы составите бизнес-план будущего книжного магазина, станет понятно, какие шаги нужно сделать, чтобы его открыть. Бизнес-план составляется на основе анализа рыночной ситуации и конкурентов.
Он должен включать:
- обоснование проекта – резюме;
- описание ассортимента услуг, которые вы предлагаете аудитории;
- маркетинговые мероприятия для вывода вашего бизнеса на рынок — маркетинговый план;
- подробную схему запуска магазина – производственный план;
- структуру бизнеса, кадровую политику компании;
- раздел, описывающий предполагаемые доходы, все расходы предприятия — финансовый план;
- анализ рисков и меры по снижению вероятности наступления неблагоприятных событий.
После разработки бизнес-плана можно приступать к его реализации. Рассмотрим основные этапы запуска.
Помещение
Для книжного магазина достаточно будет помещения площадью 80-100 м², которое делится на две зоны:
- торговый зал;
- склад.
Вы можете арендовать небольшую площадь в торговом центре, выбрать отдельно стоящее здание или коммерческое помещение на первом этаже жилого дома. Главное – чтобы место было людным, с хорошим пешеходным трафиком: возле крупных супермаркетов, транспортных узлов (метро, остановок общественного транспорта).
Выгодно размещать бизнес в торговом центре: во-первых, это дает постоянный поток потенциальных покупателей, а во-вторых, вы снизите расходы на рекламу и содержание магазина (уборку, охрану). Если вы откроете свою точку рядом с магазинами популярных марок, можете быть уверены, что обеспечите себе трафик. Привлеките покупателей яркой вывеской, правильно оформленной витриной.
Обычно покупать помещение для бизнеса готов не каждый предприниматель, но можно инвестировать в строящуюся коммерческую недвижимость. Это выгодно, так как на ранних этапах строительства застройщики предлагают привлекательные условия для вложения денег.
Оборудование
Удобно, когда книжный магазин организован по принципу магазинов самообслуживания: покупатели обычно рассматривают, листают книгу, прежде чем купить. Разместите товар на удобных стеллажах, тумбах и полках. Сопутствующие товары или особо ценные экземпляры книг разместите в витринах.
Позаботьтесь, чтобы в магазине было хорошее яркое освещение.
Оборудуйте рабочее место продавца: витрина, кассовый аппарат, компьютер, сканер для считывания штрих-кодов. Выбор кассы зависит от масштабов бизнеса. Удобно использовать фискальный регистратор в связке с компьютером или ноутбуком.
Дальнейшие действияВам потребуется также программное обеспечение – товароучетная программа.С ней вы сможете:
- контролировать выручку и определять самый ходовой товар;
- тратить меньше времени на приемку товара, отслеживать перемещение книг со склада в зал;
- формировать документы для расчетов с поставщиками;
- ·ввести программы лояльности для покупателей, систему бонусов, скидок и т.п.
Формат магазина
Наиболее востребованы небольшие книжные магазины с универсальным ассортиментом: от женских романов до сказок для малышей. Такие предприятия приносят наибольшую прибыль. Но бывают случаи, когда выгоднее открыть магазин с узкой специализацией:
- Рядом с центрами детского творчества, детскими садами, в торговом центре рядом с магазином детских товаров целесообразно открыть книжный магазин для детей.
- В студенческих городках и вблизи высших учебных заведений – магазин учебной литературы и методических пособий для учащихся.
- В крупных городах будет актуален букинистический магазин.
- В курортных зонах и рядом с вокзалами можно успешно продавать книги развлекательного жанра – недорогие, в простых бумажных обложках.
Ассортимент
Вам нужно учитывать, что есть книги, которые имеют сезонный спрос, и есть те, которые популярны всегда. Первые – это, прежде всего, учебная литература, литература узкой тематики (например, книги по садоводству), подарочные издания. Ко второму направлению можно отнести все виды художественной литературы, классические и детские произведения.
Если есть не занятая книгами площадь, можно расширить ассортимент товаров, предлагая календари, открытки, сувениры, канцелярские товары и развивающие игрушки.
Вы должны хорошо ориентироваться на книжном рынке, знать, что популярно сегодня, какие новинки выйдут в ближайшее время и в будущем. Вам нужно быть в курсе предпочтений читателей, постоянно анализировать спрос и знать, что предлагают конкуренты.
Дальнейшие действияЧитайте также, как открыть антикварный магазин.Поставки товара
Поиск надежных поставщиков – немаловажный аспект при организации бизнеса. Выгоднее работать напрямую с издательствами. С ними можно договориться брать товар на реализацию, но обычно в таком случае приходится взять крупную минимальную партию товара. Это удобно для крупных книжных сетей, но не для одного магазина. Поэтому на первых порах вам будет удобнее работать с посредниками. Легче всего найти их в интернете. Посредники могут предложить вам оформить предзаказ, дать скидки, различные бонусы и т.д.
ВниманиеНе забудьте продумать способ доставки в магазин. Некоторые поставщики при заказе на определенную сумму готовы доставить товар бесплатно.Можно заключить договор с транспортной компанией, которая будет регулярно выполнять доставку. Если объемы небольшие, может оказаться дешевле нанимать машину на разовые работы.
Персонал
Книжный магазин – это не то место, где может работать любой человек. Вам предстоит найти людей, которые разбираются в литературе, могут посоветовать новинки, побеседовать с посетителем магазина. Продавцы должны быть вежливы, доброжелательны и компетентны.
Многие владельцы магазинов разрешают сотрудникам брать книги, чтобы прочитать их дома, или продают книги персоналу по оптовым ценам. Так стимулируют продавцов к расширению кругозора, получению новых знаний.
Для работы в магазине нужны будут:
- товаровед и управляющий – обычно эти функции берет на себя владелец бизнеса;
- продавцы-консультанты – 2-4 человека, которые работают посменно;
- бухгалтер – можно пригласить внештатного специалиста.
Маркетинг
Чтобы о вашем магазине знали, нужно регулярно заниматься его продвижением:
- проводите промо-акции, лотереи с раздачей флаеров, листовок;
- регулярно устраивайте распродажи;
- размещайте объявления на различных интернет-ресурсах, городских форумах, в популярных сообществах;
- организуйте в магазине мастер-классы, встречи, конкурсы, массовые праздники; используйте наружную рекламу;
- ведите страницы в соцсетях;
- продумайте бонусную программу для постоянных клиентов;
- настройте контекстную и таргетированную рекламу.
Очень актуальны аккаунты в соцсетях – рассказывайте о книгах, анонсируйте события, приглашайте посетить ваш магазин.
СоветСоздайте сайт, где пользователи сети найдут обзор новинок, рецензии на книги другие интересные полезные материалы.Не стоит сбрасывать со счетов и традиционную рекламу: яркая вывеска, стритлайны, баннеры, раздача флаеров.
Источники
Использованные источники информации при написании статьи:
- https://zhazhda.biz/plan/knizhnyj-magazin
- http://znaydelo.ru/biznes/biznes-plan/knizhnyj-magazin.html
- https://lady-biznes.ru/biznes-plany/biznes-plan-knizhnogo-magazina.html
- https://plan-pro.ru/torgovlya/raznye-magaziny/biznes-plan-knizhnogo-internet-magazina/
- https://vipidei.com/torgovlya/kak-otkryt-knizhnyj-magazin/