Система курсовой стабилизации автомобиля в движении имеет 20-летнюю историю развития, в течение которой она получила всеобщее признание, и применяется в. Система стабилизации управления автомобилем (система контроля колес с дорогой) предназначена для сохранения устойчивости и управляемости автомобиля за счет…
Содержание
no copyright
Комбинированный сенсор определяет воздействующие на машину силы. Он включает в себя минимум два датчика, которые представляют собой разновидность акселерометра и работают как механически, так и электронным способом. Обычно это устройство располагают под передним пассажирским сиденьем или центральной консолью. Оно очень чувствительно к ударам, при установке его следует точно выверять и затягивать с определенным усилием. Небрежность может сказаться на результатах и нарушить работу ESP.
Как это работает?
Принцип работы системы динамической стабилизации ESP основан на постоянном наблюдении за информацией, получаемой с датчиков скорости, разнице между углом отклонения автомобиля и поворотом руля, а также прочих показателях. На основе получаемой информации, компьютер, который является основой управления курсовой устойчивостью, решает всё ли хорошо, или уже надо вмешаться и исправлять ситуацию.
Короткое видео о том, как работает система курсовой устойчивости
Динамическая стабилизация ESP работает вместе с антиблокировочной системой ABS, о которой мы рассказывали ранее. ESP использует датчики скорости, которыми пользуется АБС, а также, возможности системы торможения для быстрой реакции на изменяющуюся обстановку.
Основной причиной вымешивания системы курсовой устойчивости ESP в управление автомобилем, является разница между углом поворота руля и углом отклонения машины. Этот показатель, говорит о том, произошёл занос или нет.
Как же динамическая стабилизация исправляет ситуацию? Это происходит путём уменьшения скорости вращения определённых колёс, в зависимости от того как и в какую сторону заносит ваш автомобиль. Кроме того уменьшается общая скорость транспортного средства. Таким образом, машина возвращается к первоначальной траектории движения и все остаются целыми, невредимыми и с уравновешенной нервной системой.
Чаще всего водитель даже не замечает того что его машина должна была сорваться в занос, потому как система курсовой устойчивости ESP очень быстро реагирует на ситуацию. Считывание информации со всех датчиков происходит 50 раз в секунду, так что реакция на изменение действительно очень быстрая.
Плюсы и минусы ESP и ESC
Как и любая система направленная на улучшение чего-то, система курсовой устойчивости имеет свои преимущества и недостатки.
Основными плюсами являются:
- Даёт возможность сохранить устойчивость авто и двигаться в пределах, рамках заданной траектории;
- Сохранение управляемость автомобиля при плохих погодных условиях и предотвращение опрокидывания машины;
- Предотвращение столкновения автомобиля;
- Большая управляемость, манёвренность и податливость авто на дороге и стабилизация автопоезда;
- Создаёт третье контролируемое водителем измерение.
Система предотвращает достаточное количество заносов, что является основным фактором для серьёзных аварий и ДТП с летальным исходом или непоправимым вредом здоровью.
К минусам можно отнести:
- Систему можно выключить, чем пользуются водители-экстремалы.
- Система может показать крайне низкую эффективность на высоких скоростях и при маленьких радиусах поворота.
Общие положения
Система стабилизации управления автомобилем (система контроля колес с дорогой) предназначена для сохранения устойчивости и управляемости автомобиля за счет заблаговременного определения и устранения критической ситуации.
Система позволяет удерживать автомобиль в пределах заданной водителем траектории при различных режимах движения (разгоне, торможении, движении по прямой, в поворотах и при свободном качении).
Статистика показывает, что электронная система стабилизации существенным образом влияет на безопасность движения. Например, по данным компании Daimler AG, количество аварий из-за потери водителем контроля над автомобилем снизилось на 42 % с момента внедрения ESP в серийное производство. Американская национальная служба безопасности движения National Highway Traffic Safety Administration (NHTSA) дает близкий показатель — 35 %. Количество смертей в таких ДТП снизилось в США на 30 %.
В систему стабилизации управления автомобилем входят:
- ESP, ESC, DSC, DTSC, VSA, VSC, VDC (система курсовой устойчивости);
- VDM, VDIM, ICM (система управления динамикой автомобиля) — направлена на поддержание курсовой устойчивости, повышение маневренности, снижение нагрузки на водителя;
- HVV (система замедления задних колес);
- HBA, HBB, SBC и др. (системы помощи при экстренном торможении гидравлического типа);
- MSR (система торможения двигателем);
- M-ABS (антиблокировочная функция, реализуемая через управление двигателем);
- ICS, DSC (системы предотвращения непреднамеренного ускорения);
- BSW (система подсушивания тормозов);
- Overboost, FBS (системы компенсации падения эффективности тормозов при их нагреве);
- Side Assist, Lane Change Warning, SWA и др. (системы помощи при перестроении);
- Lane Assist, Lane Departure, Lane Keep Assist и др. (система помощи движению по полосе);
- Cruise control (круиз-контроль);
- HHC, Hill Hold Control, HAC и др. (системы помощи при подъеме);
- HDC, DAC, DDS и др. (системы помощи при спуске);
- Auto HOLD (система автоматического включения стояночного тормоза);
- PTS, PDC, APS (парковочные системы);
- AVM, Surround Camera System, Area View (системы кругового обзора);
- Park Assist, Advanced Park Assist, Active Park Assist (системы автоматической парковки);
- Front Assist (система сканирования пространства перед автомобилем);
- TSR (система распознавания дорожных знаков);
- Bike Sense (система предупреждения о велосипедистах);
- Pedestrian Detection System (система обнаружения пешеходов);
- LADS, RADS (системы обнаружения крупных животных);
- DAS (система контроля усталости);
- адаптивные системы освещения;
- системы отключения дальнего света и коррекции света фар;
- системы освещения с адаптивной световой границей;
- Night View Assist, Night Vision (системы ночного видения);
- сканирующие системы освещения и др.
Все системы стабилизации управления автомобилем развились из антиблокировочной системы ABS, которая является системой торможения с управлением только тормозами. К системам торможения, которые работают только за счет управления двигателем, относятся M-ABS и MSR.
Принцип действия системы динамической стабилизации
Принцип действия системы динамической стабилизацииСистема динамической стабилизации (ESP) использует тормозную систему автомобиля и силовой агрегат для коррекции продольного и поперечного движения автомобиля в критических ситуациях. Когда подключается система динамической стабилизации, она смещает приоритеты управления тормозной системой. Основная функция колесных тормозов-замедление и/или остановка автомобиля — становится вторичной по важности, поскольку происходит вмешательство ESP для сохранения курсовой устойчивости автомобиля. ESP может также ускорять приводные колеса путем вмешательства в работу двигателя, повышая устойчивость.
Оба механизма воздействуют на движение автомобиля. При движении по окружности в устойчивом состоянии существует определенная связь между усилиями на рулевом колесе и результирующим поперечным ускорением автомобиля и, соответственно, силами на шинах в поперечном направлении (эффект подруливания). Силы, воздействующие на шину в продольном и поперечном направлениях, зависят от пробуксовки шины. Это означает, что на движение автомобиля можно повлиять через скольжение шин. Торможение отдельных колес, например, заднего колеса на внутреннем радиусе поворота в случае недостаточной поворачиваемости или переднего колеса на внешнем радиусе поворота в случае избыточной поворачиваемости помогает как можно более точно выдержать заданную траекторию движения автомобиля.
Источники
Использованные источники информации при написании статьи:
- https://www.zr.ru/content/articles/580698-izuchajem_sistemu_stabilizacii_porog_nestabilnosti/
- http://avtocore.com/technics/sistema-kursovojj-stabilizacii-esp-chto-ehto-kak-rabotaet-chto-dajot.html
- https://vaznetaz.ru/esc-sistema-kursovoj-ustojchivosti
- https://extxe.com/18489/sistema-stabilizacii-upravlenija-avtomobilja/
- http://press.ocenin.ru/sistema-dinamicheskoj-stabilizatsii/